Место расположения селения. Борьба с врагами

Просмотров: 9928

Место расположения селения. Борьба с врагами

На юге селения расположены отроги Дюльти-дага, с севера Щуну-дага и горы Ттукъа, защищая от северных холодных ветров. Над селом на протяжении почти 3 км стоит высокая гора, высотою в 1 км, заканчивающая сверху широким 30-40 метров каменной стеной, слоем глинистого сланца. Широкая долина, две реки на ней, дороги, 2 лесных массива, делают природу нашего села особенно красивой. Это место было родиной замечательных, трудолюбивых людей: мастеров по дереву и металлу, сапожников и лудильщиков, земледельцев и скотоводов. До чего красивы у нас летом, высокие горные вершины, на которых не тают снежники, как белые шапки, а внизу всё покрыто зеленым ковром трав, с самыми ярко пахнущими запахами. Сиди, отдыхай, наслаждайся жизнью. Наши земляки-поэты: Магомед-Загид Аминов, Абачара Гусейнаев  и другие написали много своих стихотворений , в которых воспели красоту природы и жителей нашего селения. Моё родное село называется "Хъусращи", "Хъус", "Кусрахи", "Хозрек", "Хосрех". Так село называется потому, что оно возникло на важной торговой дороге, где в древности проходил "Великий шелковый путь". Вокруг села расположены вышеназванные горы,


- 7 -

которые являлись летними пастбищами для овец, коров и лошадей жителей аула и владениями Кази-Кумухских ханов, которые сдавались в аренду за скот, зерно, деньги. Они приходили сюда для сбора дани и говорили, что идём в Хосрех за добром, богатством ( "Хъуслил хъирив Хъусрахьхьун"). О  происхождении этого названия можно узнать из опубликований: "Илчи" окт. 2005 г, "Илчи" №32 от 12.08.2005, Али Каяева "История лакцев", Б.Г.Алиева "Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане", Махачкала 1988г, стр. 57-58, И. Каяев "Эхо Кавказа №1" 1990 г, "Движение горцев С-B Кавказа в 20-50 г.г. XIX  века", Махачкала 1959 г. стр. 22, В. Кузнецов "В дебрях Дагестана", "Кавказские горцы" (сборник сведений) 1.2.3 том, Тифлис, 1868-69 г.г. "История Дагестана", 4 том, "Даг. правда" 26.06., 7. 08. 1977 г. "Материалы археологических раскопок в районе селения Хосрех", "Илчи" №9 3.03. 2006г. Халил Халилов."О караван сарае" в селении Хосрех (под домом Устарова Омари) знают все, остатки такого же "караван-сарая" по дороге через Кокма-Даг (между первой и второй фермами селения Кули) знают очень многие, кстати, эта дорога была построена русскими войсками в 1863 году, как дорога из Ташкапура в Дербент.

- 8 -

Хосрех и хосрехцы: борьба с врагами - природаМетодом народной стройки дорога для проезда автомобилей была расширена в 1938 году, на открытии присутствовал председатель Даг ЦИКа Нажмутин Эфендиев (Самурский), был устроен большой праздник трудящихся Кулинского и Агульского районов. Вокруг селения было много хуторов (28): Кьуллардай-Хъус, ТIамас, ЧIава бакIу, Вараги, МухIлуцIа, Ялув Аьрали, Оьлласун, Эявалу, Чарттал бакIу. Они объединились после разорения Хосреха и ТIамаса монгола-татарами, затем Темирланом, стали жить в одном месте, где живут они и сегодня. Тут защищённое место: с тыла - скалы, вода здесь, солнечная сторона, защищённая от осенне-весенних постоянных ветров, да и населения здесь стало теперь больше.В ТIамасе находилась крепость,

- 9 -

Хосрех и хосрехцы: борьба с врагами: сторожевые башни.вокруг села было построено 4 сторожевые башни. О крепости, о древне-вековом VII - V в.в. до н. э. написано в истории Дагестана, о языческом храме в ЧIава бакIу, где произвёл раскопки профессор О. М. Даудов в 1977 г. сказано в выше указанной литературе, так, что время основания села исчисляется примерно в 3 тысячелетия. Если даже, оно возникло с первого тысячилетия , то за 5-7 веков оно бы не превратилось в городище, в VII - V в.в. до нашей эры ТIамac был городищем, так, что Хосрех возник, даже еще раньше. ТIамас от Хосреха расположен в 500 метрах. О защитниках городища от монголо-татар написал, согласно народному преданию, поэму "Арула уссил ссу" поэт Магомед- Загид Аминов. Через наше селение осуществлялись связи с Египтом, с Грецией, с народами  Ближнего и Среднего

- 10 -

Востока, с Закавказьем, с Северным Кавказом, Скифами и Русью. Таким древним было наше село, о котором мы говорим "Хосрех". В селе было 4 сторожевые башни:"Бала-къала", где находился дом Рустамовой Шамала (Бала Шамала); на скале выше дома Муталлиева Омара (Къалалух) вблизи дома Айгунова Айгуна у кладбища; Къупли-къала, недалеко от зиярата "Хiажи-Суллу".В описаниях войн Надыршаха с Сурхай ханом нет упоминания о нашем селении, а о битве Эльдара (племянника Магомедхана Кази-Кумухского) с дядей своим говорится, что в 1770г. он разбил в Хосрехе войско хана, а вскоре (в 1774 г.) на войнах он сам погиб. В Хосрехе был совершен "Шагькъирман"- массовое истребление детей, растоптав их на площади лошадьми, за которыми были привязаны молотильные доски с кремниевыми отщепами). Эти зверства были совершены в 3 местах села: на площади у дома Ажуева Амира, возле дома Чаллаева Щамхала, в Чарттал бакIу. В последнем месте и похоронены они в месте с молотильными досками. Джахаев Дамадан - хаджи возобновил там памятное место, положив там железобетонные кольца с куполом наверху в память о погибших.В войнах России за покорение Кавказа были разорены многие села, к ним относится и Хосрех. Об этом написано в


- 11 -

энциклопедическом словаре: "селение Хосрех - селение в бывшем Кази-Кумухском ханстве, памятнее по одному из славных дел Кавказской войны. В 1820 г. владетель Кази-Кумуха - Сурхай-хан собрал у Хосреха до 8000 войска и укрепил аул окопами, над которыми поставил несколько персидских орудий. Утром 10 июня 1820 года позиция горцев атакована была отрядом князя Мадатова, состоявшем из 3,5 батальонов, одной казачьей сотни и 1200 человек татарской милиции при 14 орудиях. Опрокинув неприятеля с передовой позиции, Мадатов атаковал аул и послал конную милицию в обход, чтобы отрезать противнику путь к главному селению казикумухов. Аул вскоре был взят штурмом. Огонь артиллерии довершил поражение противника, отступившего по направлению на Сургинский магал. Горцы потеряли 1000 человек убитыми и еще больше пленными. Сурхай-хан был принят в свою резиденцию и должен был удалиться в Аварию, в Кази-Кумухе учреждено временное правление из старшин, которые принесли покорность Мадатову, приняли все его условия".Энциклопедический словарь, 74 том. Издатели Брокгауз (Лейпциг). Санкт-Петербург (1890 г.)
Есть и другая такая запись:В (1235) 1819 г.

- 12 -

Хосрех и хосрехцы: борьба с врагами: сторожевые башни. фото 2Князь Мадатов со своим войском напал на Хосрех. До этого события Сурхай-хан (Хъун-бутта) построил там каменные стены (сангар), у них произошло сильное сражение, в битве получил тяжёлое ранение Халидбек, командир лакского войска. В результате погиб Халидбек, двоюродный брат Сурхай-хана, русские разгромили его войско. Тогда Сурхай-хан переехал со своей семьёй в Согратль. Поэтому в записях, найденных в Хосрехе записано, что в Хосрехе в бою погиб сын Шахмандара - Гасанбек. Погибло много и русских воинов. Когда войско Сурхай-хана было разбито, русские войска разграбили селения Хосрех и Кули, они потравили своими лошадьми засеянные поля и растоптали их. В этой битве погибло 400 солдат из войск Сурхай-хана. Это событие произошло 13 числа Рамазан месяца   (1235) -1819г. О, Великий Аллах, посылай молнию на этих (русских)!"

Архивный документ 500. "Фрагмент из истории Лаков".

 

- 13 -

Ханом Кази-Кумухским был назначен Курахский хан -Аслан-хан, объединив оба ханства, он умер в 1835г., за тем Нуцал-хан (умер в 1836г), Магомед-Мирза (умер в 1838г.), жена Аслан-хана - Уммукулсум-бика, за тем  был избран Халклавчи Агалар-хан. Имам- Шамиль был пленён в Гунибе в 1859г., все ханства в Дагестане были упразднены и стали назначаться императором генерал-губернаторы всего Дагестана. Было образовано 9 округов, одним из которых стал Кази-Кумухский округ с 5 апреля 1860г.
"Аьралиялу" - место, где было разгромлено войско лакцев - так называется ферма колхоза ныне, давно там жили люди, переселившиеся в Хосрех. Там расположил Сурхай-хан большой отряд своей конницы во главе с храбрым командиром Къарат. С приближением войск Надыр-шаха, Къарат выдвынул свой отряд вперёд. Началось наступление, смешались ряды, началось кровавое сражение. Хитроумный Надыр-шах заранее послал свой конный отряд в тыл лакских храбрецов. Лакцы подумали что с тыла идущий отряд наш, лакский, посланный им в помощь. Когда приблизились войска, поняли, что их обманул Надыр-шах, но было поздно. В этом жестоком сражении погибло большое

- 14 -

Хосрех и хосрехцы: борьба с врагами: иллюстрацияколичество войск, погиб весь отряд Къарата, но не было бежавших, так же сдавшихся в плен. Къарат видел, что огромное пространство "Усруххилалу" усеяно трупами героически павших лакских воинов. Карату нужно было пробиться к своим, ему удалось с большим трудом со спутниками дойти до Кулинской крепости , где должно было состояться следующее сражение с персами. То место, где пало огромное войско Сурхай-хана в сражении с Надыр-шахом и называется "Аьраллиялу". Есть предания хосрехцев о храбром воине Чанкура, о корректировщиках огня ("лагьбара! и т.д."). Свежо предание о героической девушке Ашура из Хосреха, которая была участницей-вдохновительницей лакских воинов во время войны с царским войском Мадатова. Об этой женщине написано учёным Али Каяевым в книге "Лакский язык и история", есть записи, собранные профессором Х.М. Халиловым ("Илчи", №40. 1999 г.). Она любила Родину, вселяла веру в победу, пела песни с подругами на укреплениях. Эти девушки танцевали с нашими воинами, поили их "бузой"

- 15 -

(дукьрахIан) - национальным безалькогольным напитком). Сегодняшний день- это день героев Кто не будет героем, у того дом разрушится
Когда девушки пели с бубнами песни, русские останавливали стрельбу, в лакских девушек не стреляли. Ашуру нашли после сражения на поле среди тел убитых воинов с пулей в сердце, пронзённой через бубен. В конце -концов оставшиеся лакские воины по приказу хана направились в Кумух.В 1877г. В Дагестане произошел народный бунт, были разрушены аулы и сожжены: Цудахар, Кази-Кумух, Согратль. Из Кази-Кумухского округа было арестовано и сослано в Сибирь 1441 человек, из Хосреха 3 семьи, из Дагестана около 5000 человек.Около селения есть 2 памятника у дороги на юг в ЧIара, о похороненых там сказано, что они погибли в войне с неверными (Омар-сын Али, Магомед-сын Шабана 2 мая 1573г). О них дано разъяснение учёным А. Гусейнаевым о том, что они погибли в одном сражении, такие же убитые есть и на Акушинском кладбище. ("Илчи" , №11 2000г).


- 16 -